Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Как реагировать на стремление ребенка брать чужое …

Еще с детства мы отстаиваем право пользоваться любимой игрушкой, игнорируя предложение взрослых поделиться ею с кем-то другим. Если, поддавшись уговорам, мы отдавали свое сокровище в чужие руки, желание самостоятельно владеть собственностью все равно нас волновало. И одновременно с этим хотелось взять без разрешения что-то чужое и присвоить себе.

2018-03-15_104444.jpg

Впервые задачу «чужое или мое» ребенок начинает решать примерно в возрасте двух лет.

Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается. Сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Необходимо объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда ребенок отказывается возвращать игрушку, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – нужно сразу объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие в этом вопросе может закрепить неправильную модель поведения в сознании ребенка. Известно немало случаев, когда малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное. В таких случаях взрослым обязательно нужно сказать о том, что стремление ребенка сделать хороший поступок при использовании плохого (украл, взял без спроса) приносит не радость, а боль.

Наиболее частой причиной детского воровства является эмоциональное неблагополучие ребенка. Сюда можно отнести плохие детско-родительские отношения или отношения между старшими и младшими детьми в семье. Охватывающее малыша чувство тревоги, одиночества и беспокойства, ощущение, что до него никому нет никакого дела, могут привести его на путь воришки. Подчеркнем сразу, что в таком случае речь идет не о тщательно спланированной акции воровства, а скорее о своеобразном крике помощи, попытке маленького ребенка обратить внимание взрослых на себя. Еще одной причиной, порождающей желание взять чужое, является стремление ребенка завоевать авторитет.

Универсального рецепта раз и навсегда избавиться от повышенного интереса к чужим вещам не существует. Но попробуйте действовать так:

1. Пожалеть малыша, взявшего чужое. Объясните дурность этого поступка спокойно, без раздражения. ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как ребенок, который лишился игрушки, переживает из-за «потерянной» вещи.

2. Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.

3. Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались.

4. Не оскорбляйте личность ребенка. Помните «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

5. Побеседуйте с ребенком о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это и зубная щетка, и одежда, и игрушки. И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (щетка, носовой платок), а может поделиться и дать поиграть другому (игрушка).

Но эти вещи детям покупают родители. Они работают, получают за свою работу деньги и на свои заработанные деньги покупают СВОЕМУ ребенку все необходимое.

Рассказать надо и том, что брать без разрешения – плохо.
Особо обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:

- Ты попросил и тебе дали поиграть. У обоих хорошее настроение, улыбки на лицах, вы радостные и светитесь от счастья.

-Ты взял без спроса. У всех плохое настроение, кто-то плачет. Это плохо.

2018-03-15_104452.jpg


И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси хозяина игрушки, дай ему свою игрушку.

И покажите как с помощью, слова, можно просить и возвращать понравившиеся игрушки. «Ты – хороший, красивая, но я играю в эту игрушку сам (сама), с подругой(с другом). Не обижайся».

Если вам нужно взять что-то принадлежащее ребенку, ОБЯЗАТЕЛЬНО спрашивайте его разрешение.

Информацию подготовил: педагог-психолог: Гунько Ж.В.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта