Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

«Игра в жизни ребенка»

«Игра в жизни ребенка»

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети играют. Это как у нас взрослых работа. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Попробуйте заставить ребенка постоять спокойно-он не простоит и двух минут. Но если облечь в игру цель будет достигнута.

Дети играют с куклами, машинами, кубиками. Играют с мебелью, деревьями, водой. Играют со взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир.

В подвижной игре ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Эти игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч.

Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Укрепляются разные группы мышц, тренируется вестибулярный аппарат, улучшается осанка, снимается утомление и по­вышается работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка, т.е. проводя его в форме специальных дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам. Дидактические игры, проводимые с детьми дошкольного возраста, развивают познавательные интересы.

Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, языковые, организаторские и многие – многие другие («Пазлы», «Найди такой же», «Из чего сделано», «Лото» и др.).

2018-03-15_104315.jpg

Сюжетно-ролевая игра

Основой игры является преобладание чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех, слёзы, восторг, то есть та эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как в физической, так и психической сферах.

Сколько бы не повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-разному. Уже одно ожидание игры часто вызывает у детей положительные эмоции, ожидание радости. Причём ребёнка мало интересует конечный результат.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному выражению ребёнка. Превращаясь в героев игры, дети не удивляются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка с цаплей. Ребята относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Порождённый фантазией и творчеством, воображаемый и реальный миры становятся единым целым.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это время для развития у ребёнка сострадания, общительности, доброты.

В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстниками, сравнивать их умение со своим. И, наконец, в каждом разделе содержатся игры, в которых ответственная, привлекательная роль выполняется по очереди. Это способствует формированию смелости, ответственности, приучает сопереживать партнеру по игре, радоваться его успехам.

2018-03-15_104305.jpg
Как же взрослому вести себя в игровой деятельности,

в которую включен ребенок?


Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни полезные навыки.

Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними.

Оказывая детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторские города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Для этого необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Для детей в первую очередь нужны куклы, изображающие взрослых людей разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный транспорт. Механические заводные игрушки развивают интерес к технике.

Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают простор для ребячьей фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.

Самые интересные игрушки у детей – самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.
Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил сам другим детям. Пусть ребенок почувствует радость того, что доставил удовольствие другому.

Информацию подготовил: педагог-психолог: Гунько Ж.В.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта