Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Воспитание в ребенке чувства сострадания, сопереживания, сочувствия

Воспитание в ребенке чувства сострадания, сопереживания, сочувствия

Сопереживание, сочувствие, соучастие – это не только нравственное развитие ребенка, но и особый вид познания мира человеческих отношений, познания других людей.
Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других членов семьи и других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания.

Через общение у ребенка формируется умение принимать во внимание чувства и мысли других людей.

Так бывая с ребенком детских площадках, в гостях объясняйте ему, как поступать можно, а как нельзя. Что нельзя драться, кусаться, пинаться, забирать чужие игрушки. Объясняйте, что с друзьями нужно делиться, что если он будет злиться и сердиться с ним никто не захочет играть.

Говорите ребенку, что общение должно начинаться с разговора. Учите ребенка слышать других, быть внимательным к настроению, желаниям и чувствам собеседника.

Помогите усвоить правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
— Играй честно.

—Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

—Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.

— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.

— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.

— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.

— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.

Помогайте ребенку разбираться в различных ситуациях. Поиграйте со своим малышом в игру «Что будет, если...».

Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из его ответов:
— Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?

— Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?

—Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь?
— К тебе в гости пришел друг. Вы с ним тихонечко играете в твоей комнате, тут приходит папа и приносит твое любимое мороженое. Как ты поступишь?

Ситуации могут быть из жизни. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, как можно было бы поступить еще...

Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы.

Познакомьте ребенка с различными способами, помогающими выразить свои чувства:

потопать ногами, станцевать бурный танец, попрыгать, поиграть с водой, сделать несколько вдохов и выдохов, «надуть» злостью или огорчением воздушный шарик; послушать веселую или спокойную музыку; поделиться с близкими своими горестями, похвалить себя за старание, узнать чем можно помочь другим.

Говорите о своих чувствах, это стимулирует ребенка говорить о своих и понимать их.

Чтобы с детьми было «легко» жить, доброжелательно обращайтесь к нему, старайтесь, чтобы критики и претензий было меньше. Давайте положительную оценку действиям ребенка.

Помните, что модель поведения с окружающим миром у ребенка формируется в семье.

Информацию подготовила педагог-психолог Гунько Ж.В.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта