Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Кризис 3-х лет

Кризис 3-х лет

3 года это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании. Основной и самый важный вид деятельности – игра.

Для этого возраста характерны:

  • Аффективные вспышки по незначительным поводам, эмоциональный фон неустойчивый.
  • Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  • В норме самооценка завышена – это позволяет ему осваивать новые виды деятельности.
  • Не предвидит последствий поступка и самое главное не переживает по поводу поступка и последствий.
  • Чувства произвольны – легко вспыхивают, ярко горят и также быстро гаснут
  • Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает пополняться противоречиями:

- стремится к самостоятельности, но в, то, же время не может справиться без взрослого;

- ребенок любит своих близких, но он не может не злиться из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис. Для кризиса характерны следующие особенности поведения:

  • Негативизм - Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.
  • Упрямство - Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
  • Строптивость - Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома
  • Своеволие - Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
  • Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать взрослых.
  • Протест-бунт - который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  • Деспотизм - Ребенок заставляет родителей делать все что он требует. По отношению к младшим братьям и сестрам может проявляться как ревность.

Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражается в новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение и признание, что закладывает основы системы «Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим».

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры, что и будет являться следующей «ступенькой» развития ребенка

Как вести себя родителям в период кризиса

По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мама. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку развития. Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас. Так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь на него за это. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку понять трудно. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь на него за это. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания малыша, намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормит его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, просите совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа ручек для письма, ежедневников и т.п.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный товарищ и друг!

Успехов Вам в воспитании Ваших малышей!

09.11.2016 года

Информацию подготовила педагог-психолог Кутник Екатерина Сергеевна


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта