Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев
В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Одними из самых лучших упражнений для развития речи малыша являются пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается веселым стихотворением или потешкой. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию. Постепенно ребенок сам запоминает тексты и с удовольствием их воспроизводит, потому что потешки ритмичны и эмоциональны и доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию «речевых» зон и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка. Кроме того, манипуляции с пальчиками – увлекательная игра, радостное общение с близким взрослым. И это эмоциональное единение – мощный стимул для развития ребенка.

Еще в Древнем Китае было известно, что пальчиковые игры приводят в равновесие тело и разум. Кроме того, они снимают напряжение и усталость. Итак, наши мудрые предки оставили нам в наследство настоящее сокровище- большое количество потешек, в которых сочетаются не только речь, но и движения рук.

Существует несколько важных правил, которыми нужно руководствоваться, проводя пальчиковую гимнастику с детьми:

  • Руки взрослого обязательно должны быть теплыми. Нельзя пальчиковую гимнастику проводить холодными руками;
  • Если в игру вводятся новые персонажи, то необходимо прежде рассказать о них ребенку;
  • Необходимо следить за тем, чтобы были задействованы все пальчики малыша;
  • Потешки необходимо читать с выражением, интонационно окрашивая каждую фразу;
  • Замену игр лучше производить постепенно;
  • Игры должны проходить весело;
  • Нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное упражнение. Если он по какой-то причине отказывается, лучше не заставлять его. В противном случае занятия и впоследствии могут вызывать у него негативные эмоции.

Упражнения пальчиковой гимнастики

1) Загибайте пальчики ребенку и читайте стихотворение.

Наш козел – Стрекозел-
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал.

2) Перебирайте пальчиками по столу вперед и назад.

Рак зарылся с горя в ил,
Белый свет ему не мил:
Вечно пятиться назад
Рак, конечно же, не рад!

3) Здесь у бабушки очки, (сложить пальцы в колечки и приложить их к глазкам, изображая очки)

А тут ее шляпка. (соединить большие и указательные пальцы треугольником и приложить их к голове)

Любит руки она скрестить (скрестить руки на груди)

И на колени положить. ( положить руки на колени)

Здесь у дедушки очки, (сделать «очки» большего, чем у бабушки, размера)

А тут его шапка. (сделать «шапку» большего, чем у бабушки, размера)

Руки любит он согнуть, (согнуть руки)

А потом слегка вздремнуть. (закрыть глаза и изобразить спящего дедушку)

4) Это упражнение можно использовать в качестве заключительного, чтобы, немного успокоить ребенка после веселой пальчиковой гимнастики.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:

(выполнять плавные волнообразные движения ладошками)

Вот – дубовый,
Вот – кленовый,
Вот – рябиновый, резной,
Вот – с березки, золотой.
Вот – последний лист с осинки

(загибать по одному пальчику)

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно положить ладони на стол)

5) «Замок!»
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули,
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек..

6) «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

«Рыбки»

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли,
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Воспитатель первой младшей группы
З.Ф.Селимова


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта