Версия сайта для слабовидящих
Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785

Стресс и ребенок: развиваем стрессоустойчивость

Стресс и ребенок: развиваем стрессоустойчивость

Взрослые и дети испытывали стресс всегда и нельзя утверждать, что эта способность организма появилась недавно, ритм современной жизни стал более интенсивным и влияние стресса на организм человека усилилось.

Жизнь ребенка - это сплошной стресс, так как ребенок не управляет событиями своей жизни, любое новое решение родителей, особенно то, что касается жизни семьи, стресс. При этом у ребенка нет еще эффективных навыков адаптации к жизни, он действует методом проб и ошибок. Ребенок нуждается в постоянной поддержке родителей, а ее часто не хватает. Отмечается снижение иммунитета у ребенка на фоне стресса, а уже потом заболевание. В таких случаях нужно вселять в ребенка уверенность, что он сильный, не боится трудностей и ошибок, что все хорошо и они вместе-это чувство сформирует ощущение благополучия.

Различают три вида стресса:

«Позитивный» стресс. Он очень незначительный и может возникать, когда малыш оказывается в новых местах и ситуациях. Ребенок впервые пришел в садик. Это состояние вполне естественно и даже полезно – благодаря таким ситуациям формируется стрессоустойчивость.

«Терпимый» стресс. Он более резкий и вызывает более сильную реакцию организма. Такой стресс ребенок может пережить, если родители разводятся, он переживает потерю близкого. Негативные переживания могут отразиться на психологическом и физическом развитии ребенка.

«Токсичный» стресс. Возникает, если ребенок испытывает тревогу и злость длительное время. Если в период «проживания стресса» малыш находится в неблагоприятных условиях – подвергается физическому или психологическому насилию в семье или в обществе – такой стресс будет иметь очень серьезные последствия.

Снимок экрана 2019-03-01 в 14.42.42.pngСтрессоустойчивый ребёнок – это, прежде всего, стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже – предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. Он готов ко всему происходящему.

Условия формирования стрессоустойчивости

Благополучие ребенка начинается с благополучия родителей.

«Благо» вселяет в ребенка состояние веры в себя, умения взаимодействовать с этим миром. Получать желаемое, где надо, когда надо и сколько надо в адекватных, реальных пропорциях. Секрет благополучия – в навыках хорошей адаптированности к жизни.

Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счёт поддержки и веры в ребёнка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.

Как сделать ребёнка стрессоустойчивым?

Мы всеми возможными способами пытаемся оградить своих детей от столкновения со стрессовыми ситуациями, а потом, когда ребёнок подрастает, удивляемся, почему он не справляется с жизненными неудачами. Стресс – это не всегда плохо, ведь это реакция организма на новую необычную ситуацию.

На самом деле стрессовые факторы могут положительно влиять на ребёнка. Например, он впервые идёт с родителями в поход или выезжает на отдых. Для ребёнка это новая обстановка, но он получает положительные эмоции, и такой стресс только на пользу.

Не меньше эмоций вызовет радуга на небе, роса на траве, совместные с родителями прогулки в лес, кормление птиц, белочек, игры, чтение на ночь книг, - вызовут у ребёнка огромное количество положительных эмоций, что, несомненно, скажется на развитии у него стрессоустойчивости.

Научить ребёнка противостоять стрессам легче, чем научить этому уже взрослого человека, который в детстве не научился адекватно реагировать на сложные ситуации.

Способы развития стрессоустойчивости

Чтобы сформировать у ребёнка стрессоустойчивость, необходимо, чтобы, в первую очередь, он чувствовал себя защищённым.

Снимок экрана 2019-03-01 в 14.43.22.pngЧтобы ребёнок был защищён, надо:

Стараться обеспечить благоприятный психологический климат в семье, обеспечивающий доброжелательные взаимоотношения взрослых и детей, удовлетворение потребностей в любви, принятии, уважении и чувство защищенности. В результате ребенок растет с уверенностью, что его любят и ценят, учится доверять себе и другим, а в случае необходимости обращается за помощью и поддержкой.

Установить эмоциональный контакт с ребенком – профилактика тревожности, замкнутости, подавленности, робости, агрессивности. Укрепляет иммунитет, способствует раскрытию интеллектуального потенциала, а по мере взросления ребенка помогает ему строить здоровые межличностные отношения. Устанавливать и поддерживать эмоциональный контакт помогает взгляд в глаза, активное слушание, пристальное внимание, беседы по душам.

Формировать позитивное отношение ребенка к себе. Складывается в том случае, если родители не сравнивают ребенка с другими и обходятся без негативных оценок процесса и результата его деятельности – не используют фразы «Ты не умеешь…», «У тебя не получается…», «Ты плохо…». Внимание следует фокусировать на успехах и достижениях, даже незначительных. Ребенок, который испытывает радость и удовольствие от того, чем занимается, растет активным, уверенным в себе, учится быстро восполнять жизненные силы, а в будущем будет неуязвим для неконструктивной критики. Оптимизм как личностную черту формирует привычка, замечать хорошее в каждой ситуации. В ежедневных жизненных ситуациях обозначать приятные моменты. Можно похвалить сделанную работу, восхититься красотой природы…

Важно отмечать в памяти детей приятные события в жизни, например, праздник, день рождения, долгожданные поездки, неожиданные сюрпризы (завести об этом разговор, описать приятное воспоминание, зарисовать). В негативных событиях тоже нужно находить позитивные стороны и говорить об этом ребенку.

Обучение приемам саморегуляции. Умение распознавать и адекватно проявлять сильные, прежде всего негативные, эмоции очень важно для психического и физического здоровья. Так, проговаривание своей зашкаливающей эмоции (например, «Я сержусь…») позволяет снизить интенсивность переживания и вернуть чувство контроля над ситуацией. Дети без труда усваивают этот полезный навык, если мы-родители, регулярно подаем им пример.

Разумные требования и посильные умственные и физические нагрузки. Если от ребенка не требуют невозможного, а принимают таким, какой он есть, и при этом помогают развивать сильные стороны, во взрослой жизни он будет соизмерять и эффективно распределять свои силы и ресурсы.

Снимок экрана 2019-03-01 в 14.43.49.pngУчите расслабляться детей. Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела. Если мы хотим расслабить мышцы всего тела, следует соблюдать определенную последовательность – «сверху вниз»: от лица к шее, плечам, спине, рукам, груди, животу, ногам, пока не расслабится все тело.

Очень здорово, если у вас, у родителей, появится желание управлять стрессом самим и затем научить управлять им своих детей, Это нужно начинать с внимательного наблюдения за своим ребенком, важно понять природу его, работу его интуиции, прежде чем навязывать ребенку какие-то шаблоны и правила. Навыки прививать ребенку надо, ведь его необходимо готовить к взрослой жизни, причем чтобы это было на пользу ребенку, а не другим.

информацию подготовил:
педагог-психолог, Гунько Ж.В.


Возврат к списку

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Разработка и поддержка сайта